Не забыть про надпись на потолке

Нее, смотреть дома на компе и в кинотеатре( пусть даже таком бесконечно убогом) - две совершенно разные вещи. Еще 5-6 просмотров, и наверное я пойму наконец все скрытые журавлеподобные секреты Линча.

Вот примерно, как я это все прополоскал в мозгу.
Во-первых, посмотрим на эпиграф к фильму. «Сон о тёмных и тревожных вещах». Первая основная непонятка в стиле "Эээ... что это вообще было? " благополучно отпадает. Это лишь сон. Сон кошманый, сюрреальный и в котором страхи( как глубкие подсознательные, так и самые явные), желания и чувства обрели физическую форму. Кому это все снится, догадаться не трудно. Человеку маленькому, тревожному, утонувшему в бездонном колодце своих комплексов и страхов.
В самом начале герой наступил в лужу. Придя домой, он сушит носок ноги, не той, которую запачкал. Неправильность в деталях - явно сон.
Во-вторых, весь этот непонятный каледоскоп ужасов порождается центральной идеей фильма. Собственно, Голова-ластик про секс и страх, связанный с его последствиями. Совершенно не факт, что герой, которому все это грезится, в реальности попал в такую же ситуацию, что и его протагонист Генри. Скорее, это больше напоминает предчувствия и мысли о гипотетическом будущем, нежели перевариванием старых проблем и ворошением прошедших мыслей.
В-третьих, подумаем, почему образы, герои в фильме выглядят именно так пугающе-странно. Начнем с Генри. Шугается всего и вся, хоть и ходит с дикой, эпатажной, совершенно непонятной прической. Нервный, забитый, жалкий человечек. Ему явно не по душе собственная убогость, и он старается выглядить ярко ( неформальская прическа). Но, видимо, у нашего героя все настолько плохо, что даже во сне он не может наделить Генри крутостью, уверенностью и силой. В Малхоланд Драйв ( тоже фильм Линча, если кто не знает) кстати, главная героиня ( не шибко отличающая в реальном мире от Генри) в грезах была просто-таки суперзвездой, успешной гениальной актрисой, победительницей и сильной девушкой. Ее враги же страдали, становились посмешищами и обретали гротескные черты. Во сне Дайаны все было наоборот, ибо она ненавидела свои неудачи в реале, готова была бороться до последнего.
Тут же, в Голове-Ластике, все желаемая псевдо-сила, псевдо-крутость воплотились лишь в прическу Генри, все равно убогую. Он кстати, действительно напоминает карандаш с ластиком на конце.
В душе Генри нет ни капли борьбы. Какая там борьба, если он видит только единственный выход – смерть? Смерть кстати - это та непонятная бабушка с каменными щеками из театра. Посмотрите, что она поет:
“В раю все хорошо” (In Heaven Everything Is Fine). Буквально – убьешься Генри, и все будет славно. В самые жесткие моменты он об этом думает.
Ребенок. Форменный монстр, разрушивший жизнь Генри. В фильме монстром и является. А как он смеялся, когда Генри не обнаружил в постели предмет своих воздыханий! ( смотри как угарает!(с) ). Вот она – квинтэссенция зла и страха Генри. Недаром, кстати, формой своей напоминает мужской половой орган, а сперматозоиды-головастики так и крутятся вокруг него.
Не очень понятно, что за мужик в астероиде (скорее всего некая главная внутренняя суть Генри) и таинственная сцена в театре. Кстати, эта самая сцена – сон во сне. Подобный эпизод присутствует и в Малхоланд Драйв и в Затерянном Шоссе. Этот момент самый ключевой в фильмах Линча. Здесь рождается Мысль ГГ. Диалог героя с самим собой, осознание и осмысление проблемы, появление решения. Страх Генри и желание смерти достигают своего апогея, и он уже просится в объятия смерти (выходит на сцену театра к бабушке с каменными щеками). Почему его голова отваливается, на ее месте оказывается голова ребенка? Мне видится это как выплескивание злобы и ярости на него, желание отомстить и покарать существо, разрушившее его жизнь. Насколько этот ребенок мешает Генри, можно понять по обалдевшим глазам соседки-соблазнительницы. Все, страх достиг высшей формы. “Его надо уничтожить!” – думает Генри. Человек, двигающий рычаги пытается этому препятствовать.
Значение сцены с производством Ластиков – мне до сих пор не ясно. На обеде Генри говорит, что он печатник. Все время перед глазами маячат заводы, заводы, заводы. Свалки, разруха, трубы. Все механизмы, машины несут исключительно негативный посыл. Может это другая сторона страхов нашего Героя? Скажем… связанная с работой?
Во всяком случае, понятно главное – Генри сделал выбор. Как только он просыпается в одиночестве, видит свою любимую с каким-то ублюдком… а дитятко все смеется и смеется над фейлами Генри. “Вот, дружочек! Это я сделал! А ты сделал меня – расплачивайся!”. “Нет! Нет! Чем тебя породил, тем тебя и убью, гнида ты этакая!” – думает Генри. Но разрезание ребеночка ножницами не приводит к желаемому результату. Он становится огромным и заполняет всю комнату. Все, нет пути. Точнее есть – батарея. Паника хлещет через край. Рычаг в астероиде заклинивает. Голова Генри раскалывается. “Быстрее! Быстрее в Рай, где все хорошо!”. Яркая вспышка… Смерть. Пробуждение. Конец Фильма. Слава Богу!(с)
Анализируя этот чудной фильм, люди придумывают самые странные версии, вплоть до того что находят в Голове-Ластике пересказ Библии на новый лад. По-моему все куда проще. Сон человека, которого мучает страх связанный с сексом.
ничего почти не поняла=)
Похожие чувства при первом просмотре)
Я вообще твой отзыв полностью до этого не читала, сейчас только.
Сон человека, которого мучает страх связанный с сексом.
это единственный вывод, к которому я пришла тоже)))
А вообще я в некотором шоке) Момент, когда "ребенок" засмеялся - я даже свою реакцию точно не опишу, этот момент - нечто.
Точно!
dream_collector*, и все же фильм тебе понравился? Или в случае с Ластиком "понравился" не корректное определение?)
*и песенка эта несчастная*
В целом же, сюрреализм - словно зеркало: каждый усмотрит в нем своё "бессознательное" и решит, что именно об этом и говорил автор. Поэтому можно трактовать по-разному и тогда картина становится словно интерактивной: ты смотришь на экран, следишь за сюжетом и вот уже сюжет сам раскрывает тебя, вскрывает твою суть, как хирург.
Стыдно признаться, но знакомство с фильмом произошло только вчера. Вот, думаю внести свою лепту в анализ фильма.
В начале фильма появляется человек, с обожженным (или покрытым язвами) лицом, который так и не выстреливает в последнем акте)), зато изредка появляется на экране по ходу фильма, словно намекает на свое постоянное, хоть и незримое присутствие. .. что наводит меня на мысль - "это - бог". Я не говорю, о религиозном значении бога, а подразумеваю - что он создатель этого кошмарного сна. Он - главный герой, а Генри - его прототип.
Генри говорит, что он работает печатником у своего друга, а человек с обожженным лицом в начале фильма двигает какие-то рычаги, запуская некий механизм, причем все эти манипуляции он проводит с определенным интервалом, ждет момента, посматривает на часы или вроде того. Создается впечатление, что он управляет процессом (Творец), но в то же время следует неким инструкциям, скажем отправляет на печать следующую партию бумаги(!). В кадре он утомлен, как человек, занимающийся монотонным трудом (хотя, кто его знает, чем занимаются печатники). За работой он грезит, где-то из глубин подсознания появляется Генри, т.е. все события происходящие в жизни Генри - это лишь сон печатника. В этом сне он "создает" самые кошмарные ситуации, переживает их вместе с Генри, достигает катарсиса и очищается от страхов. Просыпается - оттого этот белый свет (попытка проснуться). Примерно такое значение имеют кошмарные сны для психики в целом.
Но это мое восприятие после первого просмотра, скорее всего многие важные детали ускользнули от моего внимания (фильм насыщен этими деталями и с первого раза всего не осилишь).
А про носок - довольно наблюдательно. Мне бы даже с десятого раза не удалось уловить этот нюанс: мое сознание списало бы это на перевернутую пленку или что-нибудь еще))
Верно. В этом и вся прелесть.) Но истина тоже есть. Линч, снимая фильм, трактовал свой замысел по-своему. Понять этот замысел - понять картину. Пусть другие версии и трактовки так же органично вписыватся. Но среди них есть наиболее ценная - линчевская
что наводит меня на мысль - "это - бог". Я не говорю, о религиозном значении бога, а подразумеваю - что он создатель этого кошмарного сна. Он - главный герой, а Генри - его прототип.
Определенно что-то в этом есть.
Не очень понятет в таком случает эпизод "сон в сне" и окончание фильма. Почему рычаг заклинивает? Что выходит из-под контроля? Страх захватывает сознане?
А про носок - довольно наблюдательно
Я вот прочитал в интервью на david-lynch.info и огоричлся. Это просто ляп.
Насчет бабушки правда у меня чуть другое мнение... Во-первых, мне кажется, это не совсем бабушка - может быть, конечно, просто гримеры подкачали, но я в это не верю. Это достаточно симпатичная (по-своему) пухленькая девушка, я бы сказал что ей около 20. А во-вторых... Смерть ли это? Или как раз в этом суть ее внешности - в целом, она выглядит пугающе и отталкивающе, но если присмотреться, она в общем-то предрасполагает к себе, к ней привыкаешь и она начинает нравиться.
Хотя все равно не могу увязать для себя все ее детали в целом. Мне почему-то при просмотре она показалась героем, который выражает чуть ли не главную мысль.
не всякий ляп - просто ляп))) В смысле, в этом тоже мог быть замысел режиссера, но только на уровне бессознательного: не заметил сразу, значит такое несоответствие не вызвало у него отторжения, т.е. было допустимо изначально (но анализировать так детально - это уже шизофрения)).
Да, точно - "заклинивание рычага".. действительно нужно пересмотреть, скажем, через пару месяцев.
Понять этот замысел - понять картину. Пусть другие версии и трактовки так же органично вписыватся. Но среди них есть наиболее ценная - линчевская
Стоит прочитать его биографии: что смотрел, читал, чем увлекался. Обычно человек мыслит в пределах тех идей, которые его очаровывают на тот момент, но опять-таки, обратившись к первоисточнику ты можешь получить свои впечатления, отличные от линчевских.
Остается только пытать его каленым железом
ps Да, это не бабушка - а девушка, с каменными щеками (чем-то напоминает маски театра кабуки )
pps А еще часто авторы сознаются, что сами не до конца поняли смысл своего творения - поэтому пытка каленым железом не прокатит.
Вспомните самые первые кадры. Каменная планета в форме мозга наложенная на лицо ГГ и сперматозоид (ребенок) вылетающий у него изо рта. Гениально!
Вроде официльная версия говорит что это ляп. Не удивительно - между съемками сцены когда Генри идет домой и сценой в самом доме снимались огромнейший временной промежуток - чуть ли не год. Вполне могли и не заметить.
Гениально!
Главное что у такой сюррелистичной сцены имеется смысловая нагрузка. И это очень круто
оттуда и наплыв "гостей", наверное... Интересно, кто запостил ту ссылку?